Установка бетонных монолитных колонн своими руками

В свою очередь железобетонные конструкции, получили наибольшее распространение в связи с различного рода преимуществами. По этой причине, при изготовлении колонн своими руками, наибольшее предпочтение отдаётся изделиям из бетона.

В свою очередь железобетонные конструкции, получили наибольшее распространение в связи с различного рода преимуществами. По этой причине, при изготовлении колонн своими руками, наибольшее предпочтение отдаётся изделиям из бетона. О том, как производится бетонирование колонн и будет рассказано ниже.

Виды колонн

Главным предназначением создания опалубки является формирование определенной формы для колонн нужной высоты и параметров. Существует два виды проведения работ, первый с которых предвидит установку для универсальных колонн, а второй формирование опалубки колонн с фиксированным сечением. При осуществлении монтажа нужно помнить об особенностях установки дополнительных щитов.

Колонны железобетонные – это один из видов ЖБИ, который служит для строительства каркасов зданий и помещений промышленного и административного, жилого и бытового назначения. При изготовлении данного вида ЖБИ проводят контроль на многих этапах и строго придерживаются требованиям указанным в ГОСТе.

ЖБИ колонны изготавливаются из тяжелого, прочного бетона и специально усиленной арматуры. Используются для опоры элементов при строительстве конструкций различных габаритов и сложностей. Основное применение колонн это сооружение каркасов для зданий вместе с прогонами, ригелями и другими элементами.

Ранее, колоны использовались в качестве декоративного элемента зданий. Однако, в современном мире этот вид изделия предназначается в качестве опорных элементов для разных видов построек. Выделяют несколько видов колонн, что отличаются по геометрической форме:

  • круглые или цилиндрические;
  • квадратные;
  • многогранные;
  • прямоугольные.

Стоит отметить, что универсальная опалубка колонн осуществляется для разных видов колонн и предвидит установку стандартных щитов со специальными отверстиями под шкворень, шаг для которых имеет 5 см. Для фиксированной схемы монтажа необходимо крепить колону, используя четыре угловых элементы и некоторые замки для опалубки.


Существуют разные виды многоразовой опалубки:

Бетонирование

Бетон для заливки делают обычно на месте, из цемента марки минимум М400, гравия, щебня, песка. Для работы не подходит раствор, который применяют для заливки фундамента, монолитных стен. Хорошим выбором станет бетон с подвижностью П2 (в частном строительстве), если же заливается густоармированная колонна (сооружение столбов для строительства завода, к примеру), используют бетон П4.

Рецепты существуют разные, вот еще один: часть песка, 4 части гравия или щебня, 1 часть цемента. В процессе бетонирования важно следить за неподвижностью каркаса и нахождением его на своем месте. В случае необходимости конструкцию корректируют и устанавливают строго вертикально.

Само бетонирование осуществляется послойно, толщина одного слоя должна быть равна 30-50 сантиметров, заливается, пока не схватился предыдущий слой. 5-7 сантиметров раствора до верха опалубки не доливают.

Когда бетонируют, обязательно следят за утрамбовкой смеси: можно выполнить специальным вибратором либо вручную, удаляя воздушные пробки простукиванием молотком опалубки или штыкованием металлическим прутом в раствор. Если колонны больше 5 метров, для усадки планируют технологические перерывы длительностью 40-120 минут.

Для установки колонны из бетона используют вертикальную арматуру с диаметром от 12 миллиметров. Обычно это четыре или шесть стержней, расположенных в углах квадрата или прямоугольника. Если высота арматуры составляет более 3 метров, создают настилы шагов в 2 метра.

Монтаж опалубки

Возводя опалубку, необходимо следить за уровнем конструкции и правильностью углов. Её надежность и прочность обеспечивается шурупами и распорками, установленными с четырех сторон.

При этом нужно помнить, что технология бетонирования колонн допускает сбрасывание бетонной смеси с высоты не более 5 метров. Если вам нужна более высокая конструкция, то опалубку монтируют только с трех сторон, наращивая четвертую постепенно по мере заполнения формы бетоном.

  • Номер документа;
  • Наименование предприятия-изготовителя;
  • Дата и время отправки;

Установка опалубки

Опалубка устанавливается в проектное положение. Щиты выравниваются по вертикали и укрепляются с помощью подкосов, деревянных распорок. Подкосы якорятся с помощью опорных блоков в двух направлениях, чтобы исключить сдвиг.

При бетонировании высокой колонны процесс установки опалубки несколько отличается от обычного. Три стороны формы монтируются, а четвёртая грань закрывается по мере наполнения опалубки бетоном.

Связывая между собой пруты, получают жёсткий объёмный каркас для укрепления бетона. Количество продольных стержней в каркасе 4-6 шт. Для квадратного сечения достаточно четырёх прутов по углам элемента, для прямоугольной формы длинную сторону дополнительно усиливают. Поперечное связывание арматуры применяют при устройстве колонн длиной до 2 метров.

Виды изделий

Данные конструкции разделяются, прежде всего, на такие основные категории:

  1. Круглые;
  2. Прямоугольные;
  3. Квадратные.

Кроме того имеются различия и в технологии производства.

Тип колонн:Характеристики:
1. Сборные.Это конструкции, которые изготавливаются на заводах, а затем доставляются на объект и устанавливаются в нужных точках. Преимущество таких ЖБИ состоит в том, что цена на них достаточно привлекательная, а кроме того гарантирована высокая скорость работ на объекте. В основном за счет того, что не требуется ждать, когда высохнет рабочая смесь.
2. Монолитные.Тут все понятно из названия – данные столбы заливаются прямо на месте, в заранее подготовленную опалубку. Преимущество технологии заключается в том, что возможен максимальный контроль над качеством заливки. Недостатком тут можно назвать долгий срок изготовления, потому что и основание приходится делать, и опалубку, и каркас из металла.
Кроме того потом еще нужно будет выждать пока смесь застынет.
Пример конструкции со сборными опорами

Отдельно стоит рассмотреть классификацию готовых ЖБИ такого типа – все данные предоставлены в таблице ниже.

Исходя из таких параметров и нужно выбирать готовые сборные колонны.

Поскольку установку готовых изделий рассматривать мы не будем, а вот об устройстве монолитных опор поговорим подробно, то стоит разобраться в требованиях к таким опорам.

Читайте также:  Геотекстиль для дачи и садоводства: особенности применения.

Требования к бетонной смеси очень простые — срок затвердения должным быть легко предсказуем, масса должна быть пластичная, а в застывшем виде прочная.

На показатель прочности влияет состав бетона, а также характеристики используемой арматуры.

В частности металл должен обладать такими свойствами:

  1. Хорошей свариваемостью;
  2. Низким уровнем вероятности появления коррозии;
  3. Усталостной прочностью;
  4. Отличным уровнем сцепления со структурой бетонной массы.

И естественно, чтобы изготовление колонн из бетона прошло успешно, необходимо учитывать и все сопутствующие факторы:

  1. Этажность объекта, на котором устанавливаются опоры;
  2. Назначение объекта – ведь от этого напрямую зависит уровень будущей нагрузки на колонны;
  3. Тип грунта на объекте;
  4. Климатические особенности региона, на котором ведется стройка.

Совет: для того чтобы изготовить по-настоящему качественную опору из железобетона, стоит ознакомиться с информацией, которая содержится в ГОСТах 23009-78, 18979-90, 25628-90 и 23899-79. В этих документах можно найти общие сведения о правильном изготовлении ЖБИ и колонн в частности.

В принципе с обзором изделий мы закончили, можно переходить непосредственно к их сборке и заливке.

Итак, краткая пошаговая инструкция по монтажу опор для зданий.


Поскольку установку готовых изделий рассматривать мы не будем, а вот об устройстве монолитных опор поговорим подробно, то стоит разобраться в требованиях к таким опорам.

Демонтаж опалубки

После того как бетонный раствор застынет и наберет своих максимально прочностных характеристик, приступают к демонтажу опалубки. Снятие опалубки доверяют квалифицированным рабочим. Демонтаж начинается со снятия боковых частей опалубки, которые не несут нагрузку на конструкцию. Важно демонтировать опалубку после того, как удостоверились в прочности бетона, которая устанавливается строительными нормами и правилами. Определяют прочность бетонного раствора в лаборатории, проводя пробные испытания образцов материала. Распалубка осуществляется по строгой последовательности, обеспечивающая сохранность элементов конструкции.


После того как бетонный раствор застынет и наберет своих максимально прочностных характеристик, приступают к демонтажу опалубки. Снятие опалубки доверяют квалифицированным рабочим. Демонтаж начинается со снятия боковых частей опалубки, которые не несут нагрузку на конструкцию. Важно демонтировать опалубку после того, как удостоверились в прочности бетона, которая устанавливается строительными нормами и правилами. Определяют прочность бетонного раствора в лаборатории, проводя пробные испытания образцов материала. Распалубка осуществляется по строгой последовательности, обеспечивающая сохранность элементов конструкции.

Этапы устройства основания

После того, как будут закончены работы над проектом будущего здания, следует приступать непосредственно к строительным работам. Прежде всего, производится перенесение проектных чертежей на местность.

Участок строительства разбивается с помощью осевых линий – тонкой проволоки или шпагата, натянутых на колышки.

Эти колышки устанавливаются таким образом, чтобы осевые линии, пересекаясь между собой, образовывали периметр будущего здания. Затем производятся земляные работы. Их характер и объём полностью зависят от типа запроектированного фундамента.

Для равномерного распределения веса здания на опоры, необходимо максимально точно рассчитать на местности точки заложения оснований под столбы.

Монолитный фундамент под опоры, как уже говорилось выше, может быть нескольких видов, в зависимости от применяемой технологии.

Ниже рассмотрим особенности устройства монолитных фундаментов для колонн, производимых по различным технологиям.


Ниже рассмотрим особенности устройства монолитных фундаментов для колонн, производимых по различным технологиям.

Устройство монолитных железобетонных колонн, балок, перекрытий, стен

Для устройства колонн применяют короба деревянной опалубки. Короб опалубки сшивают, как правило, с трех сторон. Монтаж начинают с установки рамки, которую прижимают к пробкам, уложенным заранее в свежий бетон.

Рамку устанавливают таким образом, чтобы оси, нанесенные на ней при изготовлении, совпадали с осями, прочерченными в бетоне конструкции, а поверхность, в которую устанавливают короб, была на одном уровне с рисками на выпусках арматуры.

Собранные короба опалубки устанавливают в рамки и закрепляют расчалками или наклонными расшивками, которые прибивают к пробкам, заранее уложенным в бетон, либо к лагам, уложенным враспор между соседними колоннами. ’Выверку вертикальности коробов производят с помощью рамочного отвеса. Четвертый щит короба и хомуты, недостающие в коробе опалубки колонн, устанавливают после монтажа арматурных каркасов. В опалубке имеются отверстия для подачи внутрь конструкций бетонной смеси.

Армирование колонн осуществляют с помощью крана. Установленные каркасы выверяют и временно закрепляют с помощью фиксаторов. Для выверки и осевого совмещения каркасов колонн применяют струбцины. Снятие временных креплений производят после прихватки электросваркой каркасов к выпускам арматуры нижних колонн.

Демонтаж опалубки производят в обратной последовательности после достижения бетоном распалубочной прочности. Опалубку демонтируют щитами, которые затем перемещают на рабочее место для очистки и смазки.

Устройство опалубки и арматуры по СКМ № 1 производят козловым краном, по СКМ № 2— башенным краном, т. е. теми же подъемными средствами, которыми производят укладку бетонной смеси. По СКМ № 3 монтаж опалубки и арматуры осуществляют башенным краном, применяемым только на этих работах. Подачу бетонной смеси производят с помощью переносных бункеров. Бункеры подают козловым по СКМ № 1 (рис. 95) или башенным по СКМ № 2 (рис. 96) кранами. Подача бетонной смеси по СКМ № 3 осуществляется бетононасосом (рис. 97, табл. 68, 69).

Для устройства балок принята щитовая опалубка. Вначале укладывают днища опалубки балок в вырезке опалубки колонн и скрепляют гвоздями. Затем подставляют под днища опалубки инвентарные стойки и подбивают снизу клиньями. После .выверки положения и строительного подъема днища балок устанавливают боковые щиты опалубки балок в рамки вырезов колонн и прикрепляют к нижним ребрам днища.

Читайте также:  Проточные водонагреватели для дачи: виды, как выбрать, особенности монтажа

Демонтаж опалубки производят в обратной последовательности после достижения бетоном распалубочной прочности. Опалубку демонтируют щитами. Вначале убирают инвентарные стойки, затем отрывают боковые и нижние щиты.

Армирование балок начинают с укладки арматурного каркаса в опалубку балки. Перед укладкой каркаса на нижней его части устанавливают фиксаторы для создания защитного слоя. Установку фиксаторов производят в шахматном порядке с шагом 1 м. Монтаж арматуры и опалубки балок производят краном КБ-100 с передвижных площадок.

Укладку бетонной смеси осуществляют с помощью переносных бункеров, установленных в зоне действия крана, которые подают к месту бетонирования башенным краном (рис. 98). По мере заполнения опалубки балки бетонную смесь уплотняют глубинными вибраторами.

Монтаж опалубки перекрытий производят в такой последовательности. До напала монтажа опалубки монтируют поддерживающие леса с устройством настила на 1,8 м ниже днища опалубки перекрытия. Монтаж опалубки плит перекрытия ведут одновременно с монтажом опалубки балок и выполняют в соответствии с проектом производства работ.

При демонтаже опалубки вначале убирают поддерживающие стойки, затем отрывают щиты. Армирование перекрытий начинают с укладки арматурных сеток в опалубку перекрытий. Перед укладкой сеток на них устанавливают фиксаторы для создания защитного слоя. Установку фиксаторов производят в шахматном порядке с шагом 1 м.

Монтаж опалубки и арматуры производят теми же подъемными механизмами, что и укладку бетонной смеси.

Подачу бетонной смеси к месту укладки в опалубку перекрытия производят переносными бункерами с помощью козлового по СКМ № 1 (рис. 99) или башенного по СКМ № 2 крана (рис. 100, табл. 70—73).

Для устройства стен применяют щитовую опалубку. Опалубку стен устанавливают в два приема: сначала устанавливают опалубку одной стороны стены на всю ее высоту между перекрытиями, а после армирования стены монтируют опалубку другой стороны. При этом в опалубке предусматривают отверстия для подачи через них бетонной смеси в конструкцию.

Опалубку наружной стороны стены крепят к внутренней стороне стяжными болтами или проволочными стяжками.

Для соблюдения проектной толщины стен внутри них устанавливают деревянные или бетонные распорки, располагая их в местах прохождения стяжных болтов или проволочных стяжек. Деревянные распорки убирают в процессе бетонирования. Армирование стен начинают с монтажа каркасов с помощью крана и вручную устанавливают стержни. Соотношение каркасов и стержней составляет 85 и 15%. Установленный каркас выверяют и временно закрепляют с помощью фиксаторов. Для выверки и осевого совмещения каркаса стен применяют струбцину. Снятие временных креплений производят после прихватки электросваркой каркасов к выпускам арматуры нижерасположенного яруса стены.

Демонтаж опалубки производят в обратной последовательности. Опалубку демонтируют щитами: снимают стяжки, сначала отрывают щиты одной стороны стены, затем другой. Все щиты перемещают на рабочее место для очистки и смазки. Распалубливание стен производят после достижения бетоном распалубочной прочности.

Укладку бетонной смеси в опалубку стен осуществляют по СКМ № 1 с помощью козлового крана (рис. 101), по GRM № 2 — башенного крана (р.ис. 102), по ОКМ № 3 — бетононасоса (рис. 103, табл. 74, 75).

В практике строительства широко используют сборно-монолитные каркасные конструкции многоэтажных зданий с пространственными ядрами жесткости, выполняемыми в монолитном железобетоне.

В конструктивном отношении создание сплошного коробчатого в плане сечения ядра жесткости вместо плоских стен жесткости увеличивает жесткость всего здания, позволяя значительно снизить расход железобетона. Так, расход арматуры в монолитном ядре дома в 3—4 раза ниже, чем в аналогичном доме со сборными железобетонными стенами жесткости. Кроме ядра жесткости, вес несущие и ограждающие элементы здания обычно осуществляют в сборных изделиях.

Монолитные ядра жесткости сочетают также со сборными панельными конструкциями внутренних и наружных стен. Ядра жесткости высотой более 15 м рекомендуется возводить в скользящей опалубке или в опалубке с отрывным устройством (рис. 104). Возводимые в настоящее время ядра жесткости выполняют из тяжелого монолитного бетона марки М300. В плане они могут быть прямоугольными, цилиндрическими, крестообразными или более сложной конфигурации. Толщина стен колеблется в пределах 20—80 см.

Армирование стен производят как жесткой, так и гибкой арматурой. Рабочей является продольная арматура. Гибкую арматуру ставят как с наружной, так и с внутренней стороны ствола из стали классов А-II и A-III. Диаметр арматуры устанавливается расчетом и уменьшается с высотой ядра (например, от 28 до 16 мм).

Горизонтальная арматура — не расчетная и устанавливается конструктивно.

Монолитные емкостные сооружения выполняют из бетона марки М200, прямоугольные в плане высотой до 2 м и круглые — до б м. Толщина днища составляет 25—70 см. Армирование осуществляют сетками или каркасами из стали класса A-II или A-III диаметром 10—16 мм.

Стены изготовляют из монолитного бетона обычными методами или торкретированием. При общепринятых способах бетонирования толщина стен составляет 25—30 см.

Торкретбетон наносят на наружную опалубку стен под давлением 0,45—0,5 МПа, толщиной 4—5 см за три прохода. Опалубку и арматуру выставляют сразу на полную высоту. Арматура из стали классов A-II и A-III.

Сборно-монолитные сооружения могут быть прямоугольными или круглыми в плане высотой до 5 м. Днище выполняют из монолитного железобетона с такими же конструктивными характеристиками, что для монолитного варианта.

Горизонтальная арматура — не расчетная и устанавливается конструктивно.

Опалубка для колонн квадратной и прямоугольной формы

Эту разновидность колонн наиболее широко применяют как в промышленном, так и в индивидуальном строительстве.

Самый распространенный вид съемной опалубки для обустройства таких колонн – крупнощитовая опалубочная система. Универсальные щиты (их размеры: ширина – 0,4÷1,2 м, высота – 1,0÷3,3 м) позволяют быстро смонтировать опалубку для квадратных колонн (сечение которых от 0,2⨯0,2 м до 1,0⨯1,0 м).

Читайте также:  засор в ванной: как устранить

Продольные технологические отверстия для крепежных элементов (шкворней) позволяют создать опалубку прямоугольного сечения. Для одной колонны необходимы: щиты (4 штуки, собранные в «мельницу»), шкворни со специальными обтяжными гайками (для колонны высотой около 3 метров, как правило, достаточно 16 комплектов) и откосы (минимум 2 двухуровневых опорных).

Популярность такой системы обусловлена:

  • простотой и высокой скоростью монтажа и демонтажа;
  • возможностью формирования сечения колонны в соответствии с требованиями проекта;
  • долговечностью (от 80 до 200 циклов бетонирования в зависимости от производителя и материала щитов).

Еще один распространенный в современном строительстве вид опалубочной системы при строительстве колонн – балочно-ригельная. Основными элементами такой конструкции являются опалубочные плиты, стальные ригели, балки различного размера и крепежные детали. Эту разновидность опалубочной системы легко адаптировать для создания колонн квадратного, прямоугольного и даже восьмигранного сечения. Такая стальная опалубка колонн обладает наибольшей прочностью и долговечностью по сравнению с другими материалами (ламинированной ДСП, пластиком или щитами из досок и фанеры).

  • простотой и высокой скоростью монтажа и демонтажа;
  • возможностью формирования сечения колонны в соответствии с требованиями проекта;
  • долговечностью (от 80 до 200 циклов бетонирования в зависимости от производителя и материала щитов).

Подмости

После 5-6 рядов работать с земли невозможно и мы мастерили подмости. Из поддонов делали стойки, сверху прибивали 3 доски толщиной 50 мм. Расстояние между поддонами не более 2,5-3 метров, иначе доски начинали раскачиваться и работать было опасно.

В принципе, если есть сварщик и есть свободная арматура, то можно из 12-14 арматуры сварить кубы, на которые устанавливаются щиты из досок. Вполне достаточно 3-4 куба на одну сторону. Скорость перестановки подмостей просто замечательная!

Можно делать и козлы, но из поддонов быстрее и не нужно тратить драгоценную доску.

Из-за некоторого смещения, пришлось чуть-чуть подвигать стены, чтобы каркасы были внутри стен. Все-таки я не проверил и не раскрепил каркасы при заливки цоколя.

Ленточное монолитное основание

В этом случае выкапывается траншея по всему периметру постройки, а также там, где будут проходить внутренние несущие стены. В точках монтажа колонн делаются расширения или углубления в грунте, если проектом предусматривается установка или заливка в этих местах бетонных «стаканов».

Конструкция ленточного основания под колонны

В случае если общая масса строящегося здания не такая уж и большая, можно обойтись без подобного усиления конструкции. Достаточно будет в точках монтажа несущих опор лишь усилить каркас с помощью более толстой арматуры, выпуска вертикальных стержней или установки металлических пластин – «закладных».

По всему периметру траншеи, на дно засыпается подушка из крупного песка, гравия или щебня, а затем укладывается объёмный каркас. Он собирается и монтируется таким образом, чтобы возвышаться над уровнем траншеи на определённую высоту (не менее 30-40 см), необходимую для защиты стен здания от потоков талой и дождевой воды. Выступающая часть каркаса забирается в опалубку.

В точках установки железобетонных колонн из каркаса выпускаются вертикальные штыри из арматуры (или анкера), скрепляемые с горизонтальными нитями фундамента посредством L-образных перемычек.

В точках установки железобетонных колонн из каркаса выпускаются вертикальные штыри из арматуры (или анкера), скрепляемые с горизонтальными нитями фундамента посредством L-образных перемычек.

Установка опалубки

Опалубка представляет собой опорную конструкцию для раствора. Состоит она из щитов и распорок многоразового (возможна аренда) или единичного использования. Для сборки понадобится следующий расходный материал:

  • влагостойкая фанера, оцинкованные или пластиковые листы;
  • строганые доски;
  • брус или металлический профиль.

Возведение опалубки осуществляется с учетом необходимой прочности для выдерживания нагрузки со стороны тяжелого цементного раствора. Подпорки устанавливаются так, чтобы исключить деформирование и разгерметизацию щитов. Для высокой колонны из бетона рекомендуется постепенное наращивание одной из сторон опалубки для удобства удаления воздуха из бетона.


Дополнительно могут понадобиться ведра, стремянки, техническая пленка. При работе с пиломатериалами и сухими смесями необходимо использовать перчатки, респираторы и защитные очки. При попадании цемента на слизистую оболочку достаточно промыть глаза чистой проточной водой.

Работы по армированию

При обустройстве колонн обычно используется установка вертикальной арматуры диаметром в среднем 12 мм и более, состоящая из 4 основных штыков (стержней), размещаемых в форме квадрата (по его основным углам). Для удобства установки арматуры колонн высотой более 3 м необходимо через каждые 2 м по высоте оборудовать подмости с настилом шириной более 1 м с ограждениями высотой в пределах 0,8 м. Каркасные основания колонн можно собирать разными способами.

При небольших размерах, объемах и весе каркас колонн можно устанавливать в будущий короб опалубки, что производиться вручную, путем кантования готовой конструкции каркаса. Если диаметр арматуры не более 16-20 мм и он достаточно тяжелый, то целесообразней будет предварительно собрать основание каркаса, а затем вязать его на месте, устанавливая отдельные стержни. При размещении готового каркаса колонн и его дальнейшем раскреплении используют всевозможные подпорки и доски.

В течение проведения связочных (или сварочных) работ по установке вертикальных каркасов колонн желательно на их стержнях не стоять. Между собой арматурные стержни скрепляются специальными хомутами (металлической проволокой) на определенном расстоянии друг от друга, которое составляет обычно 40 см.


В обычных случаях собирается короб опалубки с необходимыми внутренними размерами (например, 25х25 см). Крепить следует очень тщательно. Опалубка монтируется с 4-х сторон подготовленной армированной колонны.

Добавить комментарий